Доктор Мария Монтессори основала свою теорию развития человека на наблюдениях за различными стадиями, которые проходит человек на пути к взрослой жизни.
Она пришла к выводу, что этот процесс занимает 24 года и весь этот временной отрезок можно разделить на 4 стадии:
- раннее детство;
- детство;
- юность;
- зрелость.
Сегодня речь пойдет о раннем детстве. Это период от рождения до 6 лет.
Мария Монтессори сравнивала физическое развитие ребенка в утробе матери и психическое развитие ребенка после рождения. Она назвала это «психическим эмбрионом».
Уже когда ребенок рождается, он не знает где он, когда он живет, кто окружает его и что происходит вокруг.
В возрасте до 3х лет человек приобретает определенные характеристики того общества и культуры, в которых он рождается и живет. В период приобретения этих характеристик ребенку очень нужна реальность. Поэтому в этом возрасте лучше воздержаться от чтения ребенку сказок и т.д. Время фантазий еще не наступило.
Цель ребенка в этом возрасте – самопостроение, в основном, это занимает примерно первые 6 лет жизни. Для самопостроения детям необходимы инструменты - мы должны давать им четкий опыт, основанный на реальности.
Ребенку нужно свободно двигаться.
С ребенком нужно общаться.
Мы должны позволить ребенку повторять действия.
Связи дендритов, которые в основном формируются до 6 становятся постоянными через повторение.
Ребенок в возрасте от 0 до 6 лет – это сенсорный исследователь. В этом возрасте действует впитывающий разум, который позволяет маленькому человеку впитывать информацию подобно губке, впитывающей воду.
Одна из характеристик впитывающего разума в этой возрастной группе – это то, что дети учат что-то без предубеждения и оценки.
Дети в этом возрасте очень восприимчивы к невербальному языку. Мы должны быть осторожны с тем, что мы говорим, как, и следить за своими жестами и телом.
На этой стадии развиваются:
- Произвольное движение;
- Язык;
- Рука;
- Функциональная независимость.
Среда, которую мы создаем для детей этого возраста должна быть безопасна как физически, так и психически.
Когда у нас построена безопасная среда, ребенок может не защищать себя, расслабиться и кора его головного мозга будет спокойно работать и развиваться.
Для маленьких детей мы должны создать постоянство - режим дня, на который ребенок ориентируется. Это очень важно. Так он понимает, что происходит и может не переживать, а заниматься своими, бесспорно увлекательными делами.