«По течению плыть не получится – течения нет» 

Аморфные, инфантильные, прагматичные, хваткие, невоспитанные, самостоятельные, продвинутые, разносторонние, однобокие, дерзкие… Что вы думаете о тех, кому сейчас 18-25 лет? И на основании чего делаете выводы? 
Мы поговорили с человеком, который за студентами наблюдает уже сорок лет. Профессор НТИ(ф) УРФУ Владимир Пегашкин рассуждает о слабых и сильных сторонах своих учеников: 
- У молодежи сейчас свои вызовы и трудности, связанные со свободой выбора. Взрослые-то теряются, а молодым, у кого нет жизненного опыта, еще труднее. Раньше жизненная траектория так или иначе была предопределена: когда мы заканчивали институт, у нас было обязательное распределение, были заявки, и специальная комиссия решала, кого куда отправить. Можно было серьезно не задумываться о будущем и просто плыть по течению. Сейчас по течению плыть не получится, потому что течения нет. Какое направление выберешь – туда должен грести сам. У нынешних студентов есть настойчивость и целеустремленность, это обратная сторона свободы выбора. 
Психологически студенты остаются одинаковыми во все времена – та же жажда творчества и самовыражения. Хотя у нас был период где-то в начале-середине нулевых, когда мы просто испугались. Отдел по воспитательной работе жаловался, что в институт пришли ребята, которые почти ничем не интересовались. Постепенно все выправилось. Сейчас во внеучебной активности так или иначе задействованы процентов 60-70 студентов. 
Если говорить об информационной подготовке, кругозор у ребят узкий, на те вопросы, которые раньше не вызывали трудностей, теперь не могут ответить, даже иногда не понимают, о чем вопрос. Например, о золотом сечении нынешние студенты понятия не имеют. Наши историки сетуют, что студенты путают эпохи, лидеров, кто с кем воевал – «Сталин с Наполеоном». Бывают анекдотичные ответы, так что не знаешь, плакать или смеяться. Это последствия реформирования школьного образования. 
Обычно декларируют, что в школе натаскивания на ЕГЭ нет. Но, если работу учителя оценивают по тому, сдали ли его ученики единый госэкзамен, он вольно или невольно начинает натаскивать на его сдачу. К нам сплошь и рядом поступают с хорошими баллами по математике. И такие перлы начинают выдавать на первых занятиях, что преподаватели за голову хватаются! Я требую от студентов на занятиях рассуждать логически, а они мне отвечают: «Не требуйте от нас логики, у нас ее нет. Мы испорчены тестами!».

Газета «Тагильский рабочий» № 132 от 17.11.16 
Владимир Пегашкин.

Записаться в гости

Записаться в гости

Например: 30.03.2024