Как приучить ребенка к туалету

Для того, чтобы понять, как приучить ребенка к туалету, необходимо разобраться с тем,
Что значит приученный к туалету ребенок:
- Ребенок  осознает, что ему пора в туалет (ощущение тяжести внизу живота)
- может самостоятельно найти туалет
- самостоятельно раздевается
- самостоятельно пользуется туалетом (горшком или унитазом)
- использует  туалетную бумагу по необходимости
- самостоятельно одевается
- убирает за собой туалет. 
Поэтому приучение к горшку ребенка - это огромный процесс, занимающий длительный период. 
 
Рассмотрим этот процесс со стороны физиологического, психологического и культурного аспектов.
 
Физиологический аспект. При рождении малыш не может управлять своим мочеиспусканием и дефекацией. Ребенок может контролировать три вида деятельности: сосание, глотание и крик, так называемый аварийный набор выживания. 
Миелин - это жир, который усваивается из молока матери и покрывает нервные клетки. Покрытие миелином происходит от горла вниз и в стороны. К 9 месяцам ребенок умеет сидеть, к этому возрасту уже происходит миелинизация таза и увеличивается в объеме мочевой пузырь, это все говорит о готовности ребенка контролировать мочеиспускание. До 9 месяцев ни один ребенок не может контролировать мочеиспускание. 
Бывает, что проблемы с приучением ребенка к туалету связаны с неврологическими нарушениями. В этом случае необходимо проконсультироваться со специалистом.
 
Психологический фактор. 
Чтобы ребенок начал ходить в туалет, он должен понимать, что дискомфорт,  связанный с тяжестью внизу живота, скоро закончится. Ребенок должен ощущать какой-то дискомфорт (мокрая пеленка, мокрая одежда), а потом он должен проходить. Он начинает понимать причино-следственную связь. Использование одноразовых подгузников не дают возможности это осуществить. 
Кроме того, использование подгузников расслабляет и маму. У ребенка есть сигналы, когда он хочет в туалет и необходимо, чтобы мама обращала внимание на эти сигналы. После 3-х месяцев ребенок перестает передавать такие сигналы, если мама вовремя на них не реагировала. 
Когда малыш сходил в туалет или описился, мама спокойно, без лишней театральности, без неадекватных эмоций объясняет ему: "Ты пописал", "Ты пописал в горшочек", меняет ему трусики, пеленку, обращая внимание на то, что она мокрая. 
 
Культурный аспект. Горшок должен находиться в определенном месте, желательно возле туалета. Если мы бегаем за ребенком с горшком, то мы даем ему неверную информацию о том, что туалет везде. Мы передает ребенку свою культуру, что если мы испытываем нужду, то мы идем в туалет. 
 
Горшок.
Горшок не должен перемещаться, на нем не должно быть никаких рисунков, он не должен быть игрушкой (с мелодией, подсветкой и тп), горшок - это туалет.
     Горшок должен находиться в туалете или рядом с ним. Нужно, чтобы ребенок имел возможность исправить свою неудачу, должно быть место для переодевания (стульчик, полка с необходимыми вещами – трусики, штанишки,  корзинка под грязное белье). 
Периодически обращайте внимание ребенка на то, где находится горшок, для чего его нужно использовать: "Смотри, здесь есть горшок. В него писают и какают. Ты можешь пописать в него, если хочешь"
Нельзя развлекать ребенка на горшке, играть с горшком, сочинять про него истории. Вред этого в том, что переключается внимание с основного процесса дефекации или мочеиспускания. 
Важно называть вещи своими именами: "В горшочке моча". Название половых органов - пися, пенис, без фантазий и уменьшительно-ласкательных форм. 
Использование горшков с элементами игрушки, неадекватные эмоциональные реакции взрослых, игры на горшке, использование придуманных названий половых органов - все это отвлекает ребенка от основного процесса и акцентирует его внимание на процессах дефекации и мочеиспускания.
Основные критерии выбора горшка:
- устойчивость
- удобный для мытья
- удобный для сидения
- легкий
 
Можно использовать также маленький унитаз или насадку для большого унитаза. Некоторые дети отказываются ходить на горшок, но с легкостью приучаются к унитазу. 
 
Туалетная бумага.
Если с самого начала ребенку объяснить, как и для чего пользоваться бумагой, он не будет с ней баловаться. В 3 года можно учить ребенка вытирать попу туалетной бумагой. Когда малыш пописал, использовать туалетную бумагу необязательно. 
 
Подгузники.
В процессе приучения ребенка к горшку подгузники не нужны и родители могут легко обойтись без них.
Есть некоторые варианты, которые можно использовать, например, многоразовый подгузник с вкладкой. Вкладка позволяет удержвать разный объем влаги в зависимости от размера, но при этом сохраняется ощущение дискомфорта, которое так необходимо для успешного приучения к туалету. Приобрести такой подгузник можно в детских магазинах, заказать через интернет или сшить самому. Используются такие подгузники до 8-9 месяцев. 
Когда ребенок становится на ножки, подгузник может навредить и вызвать искривление таза (увеличивается объем мочи и соответственно, вес и объем мокрого подгузника). В этот период лучше перейти на трусики, которые сохраняют ощущение влаги (мохровые внутри, с небольшой вкладкой). Трусики проще надеть и снять ребенку самому. 
 
Как быть на улице.
Если прогулка не очень продолжительная, то лучше использовать специальные трусики. Если вы планируете длительную прогулку, то можно использовать многоразовые подгузники.
 
Сон. Ребенок должен понимать, что он пописал и просыпаться. Если вы на ночь ему надеваете подгузник, то вы даете ему неверное представление о том, что днем он писает, а ночью - нет. Нужно ночью будить ребенка, чтобы он сходил в горшок. Можно утром с ребенком перестилать постель (если он описался). 
 
День. Нужно наблюдать за малышом. Записывайте время, когда он пописал, как себя вел в это время. То же самое с дефекацией. вы увидите, что есть определенная систематичность. Разница между туалетом у каждого своя, но примерно она равняется 45 минутам. Малыш пописал, через 45 минут сообщаем ему: "время пописать", напоминаем про горшок. "А пойдем, я покажу тебе, где горшок. На него можно пописать" Пробуем усадить на горшок. Спокойно, уравновешенно реагируем на любой результат. "Ты пописал на горшок" Если ребенка отчитывают, ему внушают страхи, комплексы, если слишком радуются, то непонятно, что он такого сделал. Не должно быть лишней фиксации на этой теме, как она не должна и игнорироваться. 
 
Поездки. Важно и в поездке сохранять все правила приучения малыша к горшку. Необходимо выделить место для горшка и переодевания. Если вы за время путешествия использовали подгузники, то приехав, вам придется снова начинать все сначала, потому что забудется причино-следственная связь между ощущением дискомфорта внизу живота, ощущением сырости и горшком.

 

Подведем итог:
- ассоциируем тяжесть внизу живота с мокрым ощущением и горшком, укрепляем причино-следственную связь
- напоминаем ребенку про горшок
- организовываем место рядом с туалетом для переодевания
- проговариваем "Ты пописал", чтобы он понимал, что то, что он сделал это и есть "пописал"
- предлагаем каждые 45 минут сходить на горшок
- неодушевляем туалетную тему
- сохраняем политику везде и в поездке, и на прогулке, и во время сна
- используем правильную одежду, которую легко одевать и снимать малышу самостоятельно

 

Записаться в гости

Записаться в гости

Например: 24.04.2024