Кому подходит семейное обучение (хоумскулинг)?

3 февраля 2020, 11:36

Лейла Сазонтова.


Каждый родитель, кто хоть раз задумывался о семейном образовании, наверняка задавал себе вопрос: «А подойдет ли это моей семье? А справится ли мой ребенок?»

Я часто говорю о том, что хоумскулинг — всегда задача, которая не имеет правильных решений. В каждой семье она решается по-своему, чаще удачно, реже — не очень. Поэтому очень сложно ответить заранее на вопрос, справитесь ли вы с внезапно обрушившейся свободой или в итоге выберете проторенную дорожку и вернетесь в школу.

В определенном смысле семейное образование — это одни сплошные каникулы. Не потому что можно ничего не делать, а потому что ребенок, а поначалу и родители (в особенности если жизнь без школы случилась с вами в начальных классах) вырабатывают собственный распорядок и ритм жизни. Уроки, перемены и звонки становятся неким атавизмом, вокруг них больше не крутится жизнь. Чтобы с умом воспользоваться свободным обучением, нужно правильно понимать все плюсы, которые оно может дать. Для этого я составила своеобразный топ тех, кому хоумскулинг точно подойдет.

1. Дети, которые отстают от программы. Моя мама, которая работает в муниципальной школе третий десяток лет, убеждена в том, что по-настоящему необучаемых детей очень мало. Скажу по секрету: я ни разу не видела, чтобы она ставила двойки, если ученик приложил к заданию хоть минимальные знания. Так вот двоечников у нее нет, ведь двоечники по сути — это те дети, к чьей голове учителя (и родители!) не подобрали нужный ключ. Хоумскулинг, предполагающий индивидуальный подход, при должном старании поможет тот самый ключ найти и — в качестве бонуса — повысить успеваемость.

2. Вундеркинды. Казалось бы, категория, противоположная предыдущей, но на самом деле смысл тот же. Ключ не найден, а попытки к этому даже не прилагались. Да и зачем — ребёнок учится, оценки хорошие домой приносит, что ещё нужно то? А самому ребёнку тем временем смертельно скучно в школе: он и по математике давно дроби освоил вместо»положенного» сложения в столбик, и вместо примитивного окружающего мира давно готов ставить опыты по химии и эксперименты по физике. Семейное образование не загоняет в рамки, позволяя учиться в приятном темпе, при необходимости обгоняя программу или чуть-чуть от неё отставая (мудрый родитель знает: в этом нет ничего страшного, на велосипеде тоже можно научиться кататься в три года, а можно — в десять).

3. Дети, имеющие проблемы со здоровьем. Здоровье — это главное. Это аксиома. И школа здоровья не прибавляет. Это, к сожалению, тоже аксиома. Когда мой ребенок учился во втором классе, до школы надо было ехать час. В итоге два часа каждый день мы проводили в дороге. Плюс уроки, которые учили по вечерам. Гулять толком не успевали. В итоге сын очень быстро превратился из здорового и веселого мальчишки в человека, который постоянно хочет спать и которому ничего толком не интересно. Это было одним из решающих факторов в пользу того, чтобы забрать документы из школы. И это учитывая, что мой сын может похвастаться очень сильным здоровьем. Что уж говорить о тех, кого природа им не наделила! У хоумскулеров же нагрузка по определению меньше. Не тратится много времени на дорогу. Не нужно носить тяжелый рюкзак (а он тяжелый, я проверяла!). Не нужно вставать в 6:45 после того, как накануне допоздна учили уроки. И если выбор стоит между сохранением и без того слабого здоровья ребенка и школьной социализацией, то он становится очевидным.

4. Детям без мотивации. В школе большинству детей скучно. Я писала об этом не раз. Редкий ребенок понимает, что ему делать со всеми этими разрозненными знаниями и фактами, которые он приносит (если еще приносит!) из школы. А для многих школа вообще становится одним ритуальным хождением туда-обратно с рюкзаком за плечами. Нет, мотивации, конечно, может и не появиться и после перехода на семейное образование, но в этом случае хотя бы у родителей будет больше возможностей ту самую мотивации разбудить в своем чаде, показав, насколько все знания могут образовывать огромную целостную картину мира и как полученные навыки могут применяться в жизни, а не только на контрольных и при подготовке к ЕГЭ.

5. Путешественникам. Бывает так, что семью держит на одном месте только то, что детям НАДО ходить в школу. Сегодня все больше и больше людей работают, будучи не привязанными к рабочему месту. Если и вы среди них, то наверняка стоит задуматься о том, чтобы и ребенку позволить быть независимым и свободным. В конце концов школа представляет собой куда менее серьезную ценность, чем тот опыт, который может получить ребенок, путешествуя вместе с родителями.

6. Тем, кто точно знает, чего он хочет. В современном мире некоторые дети очень рано понимают, кем они хотят быть или чем заниматься. Мне приходилось встречать десятилетних мальчиков, осваивающих учебники по химии за восьмой класс, и восьмилетних девочек, с легкостью справляющихся с программой пятого класса по математике. Семейное образование для таких детей — настоящая находка: именно в этом случае можно направить максимум усилий на то, что нравится, а не ждать годами, пока до этого доберутся по программе остальные ровесники. Так же и с теми, кто серьезно занимается музыкой или спортом. Когда тренировки, репетиции, выступления и соревнования занимают большую часть жизни, гораздо проще осваивать школьную программу в своем графике, а не разрываться между всеми делами одновременно.
 

Записаться в гости

Записаться в гости

Например: 25.04.2024